|
Конфуцианство как и Тора тоже состоит из "Пятикнижия": 1." Книга обрядов", 2."Книга перемен", 3."Книга истории", 4."Книга песен", 5."Весна и Осень". Двадцать пять веков китайцы поклонялись учителю Куну приобщались к его ценностям. Каждый культурный человек, а тем более тот, кто претендовал на звание элиты, должен был хорошо знать "Пятикнижие". Они находили в нём источник мудрости и простых житейских советов: как относиться к отцу и вообще к предкам, к старшим братьям, к другим людям ... Как относиться к знаниям, научиться размышлять, предвидеть будущее, как соблюдать ритуал, как быть благородным мужем... Ценности Конфуцианства в книге "Лунь юй" сводятся к следующему: "Там, где царит человеколюбие, прекрасно. Поэтому, когда кто-либо поселяется там , где нет человеколюбия, разве он мудр?" Благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду. Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду. Благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах. Народ можно заставить повиноваться, но нельзя заставить понимать, почему. Можно отказаться от пищи. С древних времён ещё никто не мог избежать смерти, но без доверия народа государство не сможет устоять. Если совершенствуешь себя, то разве будет трудно управлять государством? Если же не можешь усовершенствовать себя, то как же сможешь усовершенствовать других людей»?. Кто то спросил: "Правильно ли отвечать добром на зло? Учитель ответил: "Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром". Так вот эти заповеди должны были замениться библейскими. Первые попытки христианской экспансии в Китае были пресечены изгнанием агентов влияния из страны еще в 817 году, когда были изгнаны Манихейские учителя. Следующая национальная реакция в 845 году заключалась в секуляризации буддийских монастырей и сожжении манихейских книг. В 956 году из Китая были изгнаны буддисты, несториане и манихеи. Окончательно с попыткой христианского проникновения в Китай было покончено в 1001 году. История китайского народа - эта история многовековой борьбы против, прежде всего, духовной эксплуатации, как основы экономической эксплуатации, история борьбы против чужеземных захватчиков за объединение страны. В прошлом выдающуюся роль в деле борьбы с экспансией чужеродной идеологии сыграл великий сын китайского народа Фань Чжень. Сегодня многонациональный китайский народ, вооруженный коммунистической концепцией справедливого жизнеустройства, предложенной партией Мао Цзе Дуна, успешно противостоит проискам хозяев библейского проекта жизнеустройства. Являясь единственным законным наследником культурного прошлого своей страны, китайский народ очищает его от "гнили, порождённой господствовавшим классом феодалов древности... необходимым условием развития новой национальной культуры и укрепления веры нации в свои силы" ( Мао Цзе Дун, избранные произведения, т. 3, М., 1953, стр. 278 ). Руководители нашего государства В.И. Ленин и И.В. Сталин всемерно поддерживали народно-освободительную борьбу китайского народа против колонизаторов и, благодаря помощи СССР, в 1945 г. китайский народ сбросил с себя колониальное иго, сумев одержать сначала военную, а впоследствии, что важнее, и экономическую победы.
Ринат Уфимский.
|
|
|